Главная
История

города

завода Карболит

школы №12

Любимое место
Фотогалерея
Традиции
Пожелания
Об авторах

История школы №12

старое здание школы №12

Школа № 12, построенная в годы первых пятилеток, предназначалась для обучения детей большого микрорайона города. Среднее образование в ней могли получить все желающие. Всего две школы такого проекта были построены в городе в 1936 году. Это были школы-новостройки первых пятилеток страны. Они отвечали требованиям середины 30-х годов 20 века. Стремление получить образование трудно было переоценить. Первый директор школы Анна Моисеевна Фридман чётко определила линию развития школы – вместе с развитием страны. Нужны были грамотные инженерно-технические работники и школа готовила учащихся для поступления в высшие учебные заведения. Первый выпуск десятиклассников состоялся в 1940 году. Они вместе с выпускниками 1941 года первыми ушли на фронт. Там они и применили полученные в школе знания: немецкого языка, военного дела, а также заповеди пионерских и комсомольских организаций.

Не все остались в живых. Выпускники: П. Ануфриев, В. Байков, Н. Блинов, А. Валяев П. Васин, Г. Деревщиков и др. пали смертью храбрых. Вместе с ними ушли воевать учителя, которые не вернулись. Это: К. В. Востоков, Н. А. Кузнецов, В. Е. Ногин, В. П. Сагайдак, И. А. Шаров. Школьный мемориал хранит эти достойные памяти имена.

Директор школы военных лет Гавриил Терентьевич Яворский считал своим долгом отдать всего себя детям, заменить им отца, так как мужчины – отцы, учителя - мужчины и юноши – добровольцы, воспитанные в духе патриотизма, воевали с врагом, гибли, сохраняя оставшихся в тылу детей и их матерей.

Завучами в 40–50–х годах долгое время работали В. С. Востокова, А. И. Волкова, а позже М. П. Язев. Их кредо было – не дать погибнуть ни одному ребенку от холода и голода, научить выжить и в этих условиях получить знания. Воплощали в жизнь эти идеи учителя-профессионалы: А. Д. Бояркова, М. А. Щукина, Л. А. Глаголева, Т. С. Булавина, Е. М. Кольчугина, Е. М. Ануфриева и многие другие. Человеческий фактор в то время был главным. Огромный вклад в развитие школы и образования в городе внесли учителя послевоенных лет, длительно – по 20-40 лет -проработавшие в школе. Среди них:М. П. Язев, Е. Ф. Мальцева, Н. В. Чумина (Язева), А. П. Рафаилова, Е. Н. Львов, Е. И. Еремина, Е. И. Рассадина, М. И. Нестерова, Н. В. Циркунов, Н. С. Нестерова, Ф. Ф. Фокина, Н. С. Маслова, М. Ф. Брагинский, К. С. Рябова, П. Г. Федулов, П. С. Орлов, В. П. Целихова, Е. А. Кочетова, Т. А. Акимова и др. Эти учителя сумели в школе создать прочную образовательную базу оставили в умах своих воспитанников азы наук: математики, физики, литературы, иностранного языка, истории.

В 50-е годы школу принял Василий Петрович Давыдов - элегантный, строгий, умный, до щепетильности требовательный педагог. Благодаря стабильному составу учителей продолжались развиваться лучшие традиции школы. Рост комсомольских рядов, мечты о жизни при коммунизме, конечно же наложили отпечаток на содержание школьного образования. Подъём - идейный, материальный, психологический, моральный - пронизывает обучение, в этот период. Цель – воспитать морально зрелого человека, политически грамотного. Вузы открывают двери выпускникам школы, молодежь тянется к знаниям. Учителя удостаиваются правительственных наград: так, А. Д. Бояркова, учительница начальных классов, награждается орденом Трудового Красного Знамени, а Е. Ф. Мальцевой - учителю математики - присваивается высокое звание Героя Социалистического Труда за самоотверженную работу труд по обучению и воспитанию школьников. Именно в эти 50 –60-е годы, школа достигла по тем временам наивысшего развития и авторитета в городе. Тогда в ней работали директора: В. П. Давыдов, М. А. Страхова, О. Н. Соколовская, завучи: М. П. Язев, Н. В. Циркунов, К. С Рябова, коллектив творчески мыслящих учителей. Их имена составили «золотой фонд» школы.

История школы – это во многом история страны со всеми ее трудностями и достижениями. В конце 60-х- начале 70-х - в школах страны началась широкая социокультурная кампания по обновлению содержания образования: переход на новые учебные программы, учебники, кабинетную систему обучения, в полный рост стала проблема подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. В ВУЗы трудно было поступить. Значительное число мест было предоставлено молодежи стран социалистического Содружества и развивающихся стран. В эти годы в школе вводится производственное обучение. Директор О. Н. Соколовская, заместитель директора по производственному обучению в сотрудничестве с шефствующим предприятием - заводом «Карболит» (директора А. М. Кайдалов, а позже А. Н. Устькачкинцев) включились в выполнение государственной программы по подготовке молодых рабочих. В цехах завода были выделены рабочие места для производственной практики учащихся школы, за которыми были закреплены рабочие – наставники. До сих пор памятны рабочие династии Луниных, Ежовых и др. Позже в городе был открыт Муниципальный учебно-производственный комбинат (МУПК), в котором получали и получают профессиональную подготовку учащиеся 9-11 классов школ города. Учителя в школе проводили интересную воспитательную работу: школьный хор в количестве 100 человек неоднократно занимал первые места в смотрах и конкурсах в городе и области. Руководил им учитель музыки, мастер своего дела С. И. Макаров, В 60-70-х годах спортивно-массовая работа достигла своего апогея: команды по футболу, (руководитель В. С. Герасимов), волейболу и легкой атлетике (тренерВ. А. Колесников), лагерь труда и отдыха (организатор – С. М. Бедретдинов), ныне Заслуженный учитель Российской Федерации, Отличник народного просвещения СССР, Отличник просвещения РФ, директор МОУ СОШ №17.

Энтузиастами познавательного, интеллектуального туризма по стране были учителя И. В. Якобсон, Г. В. Дмитриева, И. Г. Судьина . Они объездили с учащимися множество городов: Брест, Минск, Киев, Одесса, Рига, Вильнюс, Ленинград и многие другие. Поисковый материал находил свое место в школьном музее. В школе работали ассы своего дела: старшие вожатые Н. Новицкая, Т. А. Лашева, В. К. Болотцева, которая была награждена значком Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. С ней школа поддерживает творческие связи и поныне. Бескорыстно отдали детям свои знания, опыт и энергию В. А. Ермолов, Ю. П. Селина, Е. А. Кочетова, Г. Ф. Наниянц, В. В. Калачева, А. А. Паршина, А. Т. Ротова, В. Д. Быканова, А. А. Сергеева, Е. И. Нырченко, А. М. Молчанова, Н. Р. Лобанов, А. И. Евстигнеев, и многие, многие другие учителя, успешно реализовавшие идеи комплексного подхода к воспитанию учащихся.

Восьмидесятые годы – период осуществления среднего всеобуча. В 1980 году на базе школы № 12 состоялось объединение её с восьмилетней школой № 21. Бессменным руководителем этого объединения в течение 18 лет являлась Галина Ивановна Орлова, директор школы № 21. Два коллектива - ученический и педагогический, две системы работы - были объединены единой целью: обучать и воспитывать учащихся на боевых и трудовых традициях города. В школе был реконструирован музей боевой и трудовой славы, в котором отражалась жизнь микрорайона, родителей учащихся, а также был сосредоточен материал туристических поездок и экспедиций. Частыми гостями школы были ветераны Великой Отечественной войны В. А. Большаков, В. Д. Благодаров и другие ветераны, интересные люди. И сейчас эта связь поколений продолжается. Большой популярностью у учащихся пользуются ветераны ВОВ А. П. Иванов, К. Г. Данилов, С. В. Федоров, В. Г. Балякин, Л. Г. Лобашов, Л. М. Чернов.

строительство нового здания школы

Школа № 12 занимала во все годы своего существования ведущее место среди школ города. Но два здания, находящиеся на расстоянии полутора километров друг от друга, создавали определенные трудности в сплочении двух коллективов, да и время требовало обновления условий обучения. И вот в 1986 году, в год своего 60-летия, школы получает от строителей новое здание. Это была поистине «всенародная» стройка в микрорайоне, на которой трудились специалисты, родители, рабочие «Карболита», учителя и учащиеся.

Администрации школы Г. И. Орловой, Л. В. Веселовой, Г. Ю. Кузнецовой, и Г. В. Астаховой при поддержке учителей удалось не только сохранить, но и приумножить традиции школьной жизни: коллективные творческие дела, краеведческие экспедиции, спортивные походы под руководством учителя физической культуры В. Ю. Фомичёва, Т. Г. Фокиной и, как правило, - победы в различных соревнованиях и конкурсах в городе и области. Школа становится центром воспитательной работы в микрорайоне. Совершенствуются учебные кабинеты, организуются мастерские по обработке металла, дерева, тканей, продуктов, открывается компьютерный класс, (ныне в школе два кабинета компьютерной техники). В становлении новых учебных кабинетов большая роль принадлежит учителям А. Г. Ахинько, А. П. Сапрыкину И. Д. Мосиной, Л. В. Орловой, Л. К. Горбатенко, И. Б. Нестеровой, Л. Ю. Орешкиной, И. Г. Судьиной, И. В. Якобсон, Т. В. Райковой, А. П. Серовой, Л. Н. Сапоговой, О. А. Каратеевой, Е. Н. Николашиной, Н. В. Носковой, Л. Ю. Гришаевой. Неоценимую помощь коллективу оказывал завод «Карболит», его службы, шефствующие над классами цеха, родители учащихся, зам. директора школы по АХЧ О. А. Балашова и Никишева О. Г.

В 1994 году Министерством образования РФ вводится в действие «Базисный учебный план», который позволил в определенной степени, удовлетворить потребности учащихся в выборе профиля обучения, создать предпосылки развивающей образовательной среды, новых педагогических технологий. Формируется и новый свой собственный Устав школы. К этому времени школа, преодолевшая разбросанность, а закрытость, объединяет усилия внешнего окружения школы и использует окружающий школу социум для комплексного решения вопросов воспитания и обучения детей. При опорном пункте милиции микрорайона активно работал Совет общественности, в состав которого входили представители различных организаций нашего микрорайона, в том числе - инспектор ИДН Т. Г. Кармацкая, участковый уполномоченный Н. М. Попов. В это время вводится обучение детей с шестилетнего возраста. Школа была в этом одной из первых школ города. Все условия для этого были созданы в детском саду-комбинате № 23, где занимались два класса шестилеток, первыми учителями которых были Л. Н. Сапогова, Т. В. Райкова.

Учащиеся вторых классов получили возможность изучать иностранные языки. Учебно-материальная база школы, оборудованные учебные кабинеты, квалифицированные педагогические кадры, дали возможность выполнить социальный заказ родителей на образование их детей - перейти на углубленное изучение физики. Бессменный с 1981 года учитель физики А. Г. Ахинько до сих пор работает по углубленным программам и альтернативным учебникам. Параллельно с этим в школе решаются проблемы тесного соединения обучения и воспитания учащихся, новых форм обучения и творческого роста учителя под девизом: «От творчески работающего учителя - к творчески работающему коллективу». В 1989 году школа выступает в роли первооткрывателя в создании экспериментальной площадки коренного изменения воспитания и обучения учащихся. По решению Министерства образования РФ, Главного управления народного образования Мособлисполкома, школа вступает в экспериментальную деятельность по проблеме: «Содержание и условия деятельности освобожденного классного руководителя». О сути эксперимента говорит само его название. В эту интересную работу было включено семь территорий Российской федерации. В Московской области руководила экспериментом инспектор Московского отдела народного образования Елена Петровна Зашихина. Обучение воспитателей осуществлялось ИПК и ПРНО Московской области под руководством Э. М. Никитина (ныне – ректора АПК и ПРНО). Руководителем Временного творческого коллектива «Классный воспитатель» был назначен советник министра к. п. н. О. С. Газман. Поддержал инициативу школы и заведующий городским отделом народного образования Роберт Васильевич Ежов. В школе № 12 в эксперименте участвовали как молодые, так и опытные учителя Л. А. Никифорова, А. Г. Успехова, В. П. Хвалева, В. А. Зиновкин, Н. В. Носкова, Л. Н. Еремина, Н. С. Ульянова, И. А. Ерашова, Л. В. Емелина, С. В. Пачкова, О. Н. Ачкасова, Л. В. Самойлова, С. П. Сапогова Л. А. Рожкова, Н. С. Морозова, Т. В. Шипитко. Руководителем этой работы была директор школы Г. И. Орлова. Классный воспитатель организует работу по направлениям: «Здоровье», « Общение», «Учение», « Досуг», «Образ жизни». Вот что писала в «Орехово- Зуевской правде» от 16. 02 1990 г. ученица 6 «А» М. Никина: «С прошлого года наш класс – экспериментальный , с освобожденным классным руководителем В. П. Хвалевой... -Нам в школе стало интереснее, мы как-то больше сдружились, стали активнее. За это время мы узнали больше, чем за все годы учебы. В часы досуга играем в бильярд, шахматы, шашки, которые купили на деньги от ярмарки росписью, ставим пьесы. К общешкольному коллективному творческому делу изучили и показали смоленский фольклор…»

Через три года эксперимент был успешно завершен, но экономический и политический кризис 90-х годов не позволил претворить в жизнь все положительное данной экспериментальной работы. У людей появилась одна забота – помочь себе и своим детям выжить, найти источники заработка. Не стало многих организационных структур в окружении школы. Были и другие причины, приостановившие эту работу.

В 1998 году школу с замечательными традициями, работоспособным сплоченным единой целью коллективом учителей и учащихся принимает новый директор, менеджер по образованию, Светлана Ивановна Краснова - человек энергичный, целеустремленный. Кадровый состав педагогов к этому времени был достаточно высок: 17% учителей имели высшую квалификационную категорию, 36% -первую и 40% -вторую, четыре «Отличника народного просвещения». В школе была создана база для перехода её в новое качество, организуется кафедра учителей начальных классов (научный консультант к. п. н., доцент, зав. кафедрой педагогики МГОПИ Г. Н. Гришина), руководителем школьной кафедры начального обучения назначается заместитель директора по УВР Т. А. Москвина.

Школа успешно проходит аттестацию, аккредитацию, получает лицензию на образовательные услуги, в соответствии с которой меняется название школы. Она стала Муниципальным общеобразовательным учреждением: «Средняя общеобразовательная школа № 12». В школе вводятся должности психолога, социального педагога, чуть позже –педагога-логопеда, их работа осуществляется в тесном контакте с учащимися и их родителями. Педагоги Н. Е. Кириллова, И. В. Левина, О. В. Поддувалкина оказывают необходимую помощь учащимся и их родителям, учителям в становлении личности ребенка, в результате чего сокращается количество учеников, стоящих на учете в ИДН. Одной из сильных сторон работы школы на протяжении десятков лет и на каждом этапе развития было стремление к содружеству учителей и учеников, без которого не может быть эффективной жизни и учебы. И, надо отметить, это получилось. Параллельно в школе решаются проблемы непрерывного образования, тесного соединения обучения и воспитания, новых форм профессиональной подготовки учащихся. Перед школой встала задача введения в образовательный процесс системных нововведений, которые отличаются от частных и модульных тем, что охватывают всю школу. Для освоения системных нововведений абсолютно необходимым является разработка программы развития школы, которая предполагает изменения в содержании образования, в методиках, технологиях учебно-воспитательного процесса. Вот почему в 2000 году усилиями творческой группы педагогических работников школы появляется Программа развития школы «От массовой школы – к школе с углубленным изучением отдельных предметов» становится основным стратегическим управленческим документом на период 2000- –2002г. г. Консультирование и экспертиза программы осуществлены при поддержке лаборатории Института Управления Образования РАО, под руководством профессора А. М. Моисеева. Наряду с изменениями в обучении учащихся, произошли перемены в содержании образования, технологиях обучения, в организации учебно – воспитательного процесса и управляющей системе школы. Освоена методика проведения интегрированных уроков: «информатика + физика», « информатика + математика. » Учителями апробированы альтернативные программы и учебники в обучении школьников, введено углубленное изучение русского языка, математики. Организовано предоставление платных дополнительных услуг. Создано Научное общество учащихся, инициатором которого стала зам. директора по УВР Т. Ю. Литвинова. С 2002 года им руководит учитель русского языка и литературы Л. И. Левкина. В этом обществе - около 100 школьников. Цель НОУ- не потерять ни одного одаренного ребенка, способного под руководством учителя развивать свой талант. Здесь особо следует отметить работу учителей – предметников: Т. В. Дьячковой, Н. С. Устиновой, Л. И. Нефедьевой, В. В. Захарова, А. Г. Ахинько, А. П. Серовой, Л. И. Левкиной и многих других.

В управляющую систему школы включены новые структуры: предметные кафедры, служба мониторинга, научно-методический совет, введена должность заместителя директора по научно-методической работе. При очередной аттестации школа получила статус: «Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов». Она постоянно стремится воспитывать детей совместно с семьей, детскими и взрослыми общественными организациями. Среди множества воспитательных программ и проектов школа выбирает технологию политико–экономической игры: «Новая цивилизация», которая предполагает моделирование детской демократической республики в школе и организацию деятельности государства со многими необходимыми для этого атрибутами: политической системой, системой органов власти, собственной правовой базой и т. д. Организатор игры – заместитель директора по воспитательной работе Ольга Семеновна Конина. С 1999 года игра: «Новая цивилизация» в школе стала постоянно действующей. Особенностью данной технологии является ее цикличный характер. Был объявлен конкурс на название республики, проекта герба, флага, гимна. В итоге победило название - Свободная Демократическая республика. Геральдику республики рассмотрел и утвердил Парламент. На гербе СДР изображена раскрытая книга в обрамлении зеленых веток и горящая свеча как символ знаний. Флаг составлен из полос зеленого, белого и синего цвета. Зеленый – экологическая направленность политики государства, белый, цвет Богородицы, православия – означает приверженность русским традициям, синий цвет связан с расположением у школы рек Вырка и Клязьма.
школа №12 в наши дни

В настоящее время Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов работает в инновационном режиме по двум направлениям: внедрение инноваций в учебно – воспитательный процесс (в технологии и содержание образования) и опытно – экспериментальная деятельность, выходящая за рамки школы. Начало 21 века явилось началом нового этапа модернизации системы образования в стране. В течение последних пяти лет школа тесно связана с наукой, участвует в систематической исследовательской деятельности, работает в творческом режиме. Наша школа является федеральной экспериментальной площадкой по разделу: «Формирование целостной картины мира средствами народной культуры» Участвует в региональных экспериментальных площадках в рамках Областной целевой программы: «Развитие образования Московской области на 2001-2005 годы»:

- В широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования . В нем участвовали как опытные учителя школы Н. С. Устинова, А. Г. Ахинько, Л. И. Нефедьева, Г. Н. Родионов, Т. В. Дьячкова, В. В. Захаров, В. Р. Рудерман, Н. М. Капустина, В. Ю. Фомичев, Т. Г. Фокина так и молодые учителя Горлова О. В. , Смирнова М. А.

Творческий педагогический коллектив школы реализует следующие Муниципальные проекты и программы:

- «Общеобразовательная школа».

- «Преемственности между дошкольным образованием и общеобразовательной начальной школой.»

- «Профессиональное становление молодого учителя. »

- «Профилактика правонарушений, распространения наркомании, ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних».

- «Патриотическое воспитание граждан в городе Орехово – Зуево. »

- «Одаренные дети».

- «Инновационная и опытно-экспериментальная деятельность».

На уровне образовательного учреждения реализуются проекты:

-Внедрение 10-балльной шкалы оценивания степени обученности учащихся. С 2005-2006 учебного года вся школа занимается по 10 – балльной шкале оценивания степени обученности учащихся. В этом проекте участвует весь коллектив учителей и учащихся школы, имеют место:

- реализация проекта «Правовое образование в школе»,

- создание системы мер по укреплению здоровья школьников в рамках программы «Здоровье»,

- программа «Семья»,

- «Вхождение в экспериментальную деятельность средствами народной культуры.»

Инициатором приобщения детей к истокам народной культуры через праздники народного календаря выступила учитель русского языка и литературы Л. Н. Исайкина. Совместно с учителями Н. П. Сидоровой, Л. Ю. Орешкиной, И. М. Косаревой, О. В. Горловой и учащимися создан музей «Русская изба». Сфера влияния этой работы расширилась: элементы народной культуры интегрируются в учебное тематическое планирование, все большее количество учащихся и учителей вовлекается в круг общения по организации народных праздников - Л. А. Никифорова, Н. И. Нездешнева, Т. Л. Присяжная, Л. В. Рещикова, Т. Г. Фокина, В. А. Зиновкин и др.

Эксперимент вышел за рамки школы и принял областной масштаб.

Многогранная научно-исследовательская работа учителей школы находит свое отражение в их активном участии в теоретических семинарах, городских, областных и межрегиональных, научно- практических конференциях: «Экология и образование» (Е. Н. Николашина), «День Земли» (В. Р. Рудерман, М. А. Смирнова ) в МГОПИ, «Человек и общество» (Т. В. Дьячкова, И. В. Левина И. В. ) в МИРБИСе, «Оценка качества обучения в современном образовательном пространстве» Г. И. Орлова в МГОУ и др. За последние три года педагогическими работниками школы опубликовано более 40 научно – методических статей в различных сборниках. Для профессионального консультирования учителей привлекается научный потенциал ВУЗов – профессора: А. М. Моисеев (ИУО РАО), В. П. Симонов (МГОУ), кандидаты педагогических наук Г. Н. Гришина (МГОПИ), Л. В. Каршинова (АПК и ПРНО). В ОЭД наравне с опытными учителями принимают участие и молодые педагоги: Ю. В. Сизова, Е. В. Брагинская, Н. В. Рыжова, М. А. Смирнова, Е. Ю. Ермилова, Е. М. Соцкова.

Учащиеся школы являются активными участниками городских, областных олимпиад, конкурсов, форумов, конференций, Декад наук, занимая в них призовые места.

За 70 лет школой выпущено 310 медалистов. Губернатором Московской области коллективу школы был вручен Диплом и ценный подарок за участие в Областном конкурсе «Лучшая школа Подмосковья» в номинации «Инновации». И не удивительно: ведь в школе работают высококвалифицированные педагогические работники под руководством директора С. И. Красновой, которая смогла организовать команду единомышленников, способную к творчеству. А кадры – это залог успеха. Здесь работают профессионалы своего дела : 11 учителей награждены медалью

«В память 850–летия Москвы», два учителя (Орлова Г. И. и Серова А. П. ) награждены значками «Отличник народного просвещения РФ». Именной премией Губернатора Московской области Б. В. Громова награждены директор школы С. И. Краснова и учитель русского языка и литературы Л. Н. Исайкина. Учитель истории Н. С. Устинова и социальный педагог И. В. Левина – Лауреаты Премии Главы города Орехово-Зуево, учитель физики А. Г. Ахинько, учитель музыки Н. И. Нездешнева, учитель информатики Г. Н. Родионов – Лауреаты городского конкурса «Педагог года». 67% педагогических работников имеют квалификационные категории. Такой состав действительно способен к творческой и опытно – исследовательской деятельности.


Подробнее...    сайт МОУ СОШ №12

Воспоминания Соколовской Ольги Николаевны

"Ореховские вести" 2006 год №2(362), 18 января

"Минувшее проходит предо мною..."

"Ореховские вести" 2006 год №49(409), 20 декабря

"Одна большая семья"

 

Хостинг от uCoz